
БАМ набирает мощь. Реконструкция перегона Кун–Хумма изменила транспортную карту Дальнего Востока
В Хабаровском крае завершена масштабная модернизация участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) между станциями Кун и Хумма. Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, строители ввели в эксплуатацию второй путь, что позволило увеличить пропускную способность этого стратегически важного участка.
Этот перегон находится в северо-западной части хребта Сихотэ-Алинь — региона со сложным рельефом и повышенной влажностью. Именно такие природные условия всегда делали строительство на БАМе особенно трудным. История магистрали, начавшаяся ещё в 1930-х годах, знает немало примеров, когда инженерам приходилось искать нестандартные решения для прокладки путей в условиях вечной мерзлоты, болот и горных массивов.
На перегоне Кун–Хумма строители столкнулись с необходимостью отвода большого количества грунтовых вод. Для этого проложено 11 водопропускных труб, вырыты нагорные канавы и кювет-траншеи шириной 6 метров. Уникальная система фильтрации защищает путь от размыва — подобные технологии особенно востребованы на заболоченных участках Дальнего Востока.
Рельеф местности потребовал масштабных земляных работ. Чтобы "спрямить" трассу, пришлось создать насыпи высотой до 8 метров и сделать выемки глубиной до 65 метров. Всего переработано около 1,2 миллиона кубометров грунта — это примерно 60 тысяч самосвалов. Для сравнения: такой объём мог бы заполнить 480 олимпийских бассейнов.
В ходе работ уложено 13 километров новых рельсов, установлено 9 стрелочных переводов и проложено более 100 километров коммуникационных линий. Теперь по участку возможно двухпутное движение со скоростью до 60 км/ч — на 20 км/ч больше, чем до реконструкции.
Этот участок является частью линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино, играющей ключевую роль в транспортировке грузов к дальневосточным портам. Интересно, что максимальная скорость на многих участках БАМа традиционно ниже, чем на Транссибе (60-80 км/ч против 140 км/ч), что объясняется более сложным рельефом и изначальной ориентацией магистрали на грузовые перевозки.
Модернизация БАМа, включая такие проекты как реконструкция перегона Кун–Хумма, постепенно меняет эту ситуацию. Водопропускные трубы, которых на этом участке установлено 11 штук, — лишь один элемент сложной системы защиты пути от разрушения. Их количество и диаметр всегда рассчитываются индивидуально, исходя из интенсивности осадков и особенностей рельефа.
Значение БАМа для экономики Дальнего Востока сложно переоценить. Магистраль связывает удалённые регионы с портами, обеспечивая экспорт сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, через порт Ванино, к которому ведёт обновлённый участок, идёт значительная часть угольных поставок из Якутии. Дальнейшая модернизация магистрали, включая электрификацию и расширение путей, может значительно увеличить грузопоток в этом стратегически важном регионе.