
Крупнейший атомный ледокол планеты обзавёлся именной силовой установкой в честь эпического защитника Земли Русской
На Подольском машиностроительном заводе, входящем в структуру «Росатома», завершили сборку первой реакторной установки РИТМ-400 — ключевого элемента нового атомного ледокола «Россия», который станет самым мощным в мире. Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, реактор получил имя былинного богатыря Ильи Муромца, а его «напарник» будет назван в честь Добрыни Никитича.
Церемонию завершения работ провели председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв. Мероприятие приурочено к 80-летию атомной промышленности и транслировалось в Совете Федерации.
Эволюция атомного ледокольного флота
История российских атомных ледоколов началась в 1959 году с легендарного «Ленина» — первого в мире судна с ядерной энергетической установкой. Его мощность в 44 МВт позволяла преодолевать льды толщиной до 2,5 метров. За ним последовала серия ледоколов класса «Арктика», среди которых особое место занял одноимённый ледокол, в 1977 году первым из надводных судов достигший Северного полюса.
Сегодня атомный флот России переживает масштабное обновление. Ещё недавно основу его составляли ледоколы советской постройки — «Ямал» и «50 лет Победы», способные пробивать льды до 2,8 метров. Однако им на смену уже пришли новые универсальные атомоходы проекта 22220: «Арктика» (2020), «Сибирь» (2021) и «Урал» (2022), каждый мощностью 60 МВт. В ближайшие годы к ним присоединятся «Якутия» и «Чукотка», завершение строительства которых запланировано на 2025 и 2027 годы соответственно.
Особое место в этом ряду занимает строящийся ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер». Его реакторы РИТМ-400 мощностью 315 МВт каждый обеспечат беспрецедентную ледопроходимость — свыше 4 метров. Это сделает его незаменимым для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, грузопоток по которому, по прогнозам, к 2030 году может достичь 80 миллионов тонн.
Технические особенности новых ледоколов
РИТМ-400 относится к водо-водяным реакторам (ВВЭР), где обычная вода служит и теплоносителем, и замедлителем нейтронов. Его конструкция рассчитана на устойчивость к качке и вибрациям, что критически важно для судовых условий. Тепло от реактора нагревает воду в первом контуре, которая передаёт энергию второму контуру, превращая её в пар. Этот пар вращает турбины, вырабатывающие электричество для двигателей ледокола.
Использование низкообогащённого урана (до 20%) снижает риски распространения ядерных материалов. При этом новые реакторы значительно компактнее и эффективнее своих предшественников. Например, мощность РИТМ-400 в полтора раза превышает показатели РИТМ-200, установленных на ледоколах проекта 22220.
Значение для Арктики
Атомные ледоколы, в отличие от дизельных, могут месяцами работать без дозаправки, что делает их незаменимыми для освоения Арктики. Они практически бесшумны под водой, что минимизирует воздействие на морскую фауну, включая таких уникальных обитателей северных морей как нарвалы и белые медведи.
С вводом в строй новых ледоколов Россия значительно укрепит свои позиции в Арктике. Помимо обеспечения грузоперевозок по Севморпути, рассматриваются проекты по созданию атомных лихтеровозов для перевозки СПГ и плавучих АЭС для энергоснабжения удалённых арктических поселений.
По словам Игоря Котова, главы Машиностроительного дивизиона «Росатома», завершение проекта РИТМ-400 открывает новую эру в развитии северного судоходства. Второй реактор для ледокола «Россия» планируется завершить в ближайшие месяцы, после чего оба энергоблока отправятся на верфь для окончательного монтажа.