
В Башкирии запустили в серию станки-гиганты для авиации и оборонной промышленности
В Стерлитамаке (Башкортостан) запустили серийное производство уникального пятиосевого фрезерного станка 2000VH — единственного в России, способного полностью заменить иностранные аналоги. Разработка принадлежит холдингу «СТАН» (входит в «Ростех»), а собирают оборудование на мощностях НПО «Станкостроение». Этот гигант высотой с двухэтажный дом (6,6 метра) и длиной почти 10 метров обрабатывает детали весом до 5 тонн с точностью до микрона. Станок уже начали использовать для изготовления ключевых компонентов истребителя Су-57 и перспективного двигателя ПД-35, где важна безупречная точность.
Главная особенность 2000VH — пятиосевая обработка, позволяющая фрезеровать детали сразу с пяти сторон без перестановки. Это критически важно для авиации, где каждый элемент, от лопаток турбин до панелей фюзеляжа, требует идеального соответствия чертежам. Российская система ЧПУ (числовое программное управление) обеспечивает такую же точность, как зарубежные аналоги, но при этом станок дешевле их на 30–40%. Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, оборудование работает даже с титаном и жаропрочными сплавами, которые раньше обрабатывали только на импортных машинах.
«Наш станок не просто копирует западные технологии — он превосходит их по нагрузке и надёжности», — поясняет Семён Якубов, управляющий директор «Ростеха» по станкостроению. Например, фрезерная голова 2000VH выдерживает до 5 тонн, тогда как европейские аналоги справляются лишь с 2–3 тоннами. Инженеры также улучшили систему охлаждения, что позволяет часами работать с тугоплавкими материалами без перегрева.
В производстве Су-57 станок уже используют для создания сложных элементов планера и силовой установки. Благодаря пятиосевой обработке удаётся сократить число операций и минимизировать брак — это ключевой фактор для стелс-технологий. Например, на 2000VH изготавливают лонжероны, панели фюзеляжа и элементы воздухозаборников, от которых зависят аэродинамика и малозаметность истребителя.
Не менее важен станок для двигателя ПД-35. Его лопатки, диски и корпусные детали требуют обработки жаропрочных сплавов с ювелирной точностью. Раньше такие компоненты либо закупали за границей, либо делали на устаревшем оборудовании с множеством ручных операций. Теперь 2000VH позволяет выполнять всю фрезеровку автоматически, соблюдая жёсткие стандарты. Это ускоряет процесс и снижает себестоимость, что важно для массового выпуска двигателей.
«Это оборудование закрывает ключевые потребности промышленности», — подчёркивает гендиректор «СТАНа» Борис Богатырев.
Запуск серийного производства — серьёзный шаг к технологической независимости. В России осталось менее 10 предприятий, способных выпускать такие сложные станки. Их развитие напрямую влияет на обороноспособность и конкурентоспособность отечественной авиации.