О развитии экологического туризма в республиках Бурятия и Тува
Несмотря на высокую популярность экологического туризма в горном Алтае и соседствующем с ним Алтайском крае, другие края и республики Сибирского федерального округа России ничуть не желают отставать от них в плане развития экотуризма и сельского туризма. Только за прошлый год общее количество туристов в республике Бурятия возросло почти на 50%, а потому в текущем году Бурятии было выделено более ста миллионов рублей на развитие экологического туризма.Следует в первую очередь упомянуть о том факте, что на территории республики Бурятия, с примыканием ее к Иркутской области, находится уникальное тектоническое озеро Байкал. Это крупнейшее пресноводное озеро планеты площадью больше Бельгии является самым глубоким озером в мире, содержащим более одной пятой части всех пресноводных запасов на Земле.
Возраст Байкала оценивается в 35 миллионов лет и это означает, что Байкал самое древнее из крупных озер на нашей планете. Но при этом его грунт ничуть не стареет, а воды Байкала остаются кристально чистыми и неизменно прозрачными, с очень высоким содержанием кислорода, безо всяких солей и примесей, словно само озеро является огромным природным дистиллятором.
В нынешнем году экологический туризм в Бурятии вышел на новый уровень и именно озеро Байкал явилось главным фактором развития местных природоохранных турпотоков. При этом уникальная флора и фауна Бурятии и соседствующей с ней республики Тувы настолько разнообразны, что здесь сложился особый биосферный мирок, в котором десятки самых редчайших и вымирающих видов животных находят свое пристанище лишь в заповедных ареалах Юго-Восточной Сибири.
В числе редчайших представителей местной фауны – красный волк, байкальская нерпа, бурятский песец, баргузинский соболь, орлан-белохвост, речная выдра, краснозобая гагара, черный журавль и белоспинный дятел. И конечно же, на первой странице Красной книги республик Бурятии и Тувы значится лесной Палласов кот – дикий, но до трогательности симпатичный котик манул.
В марте этого года близ села Шуй республики Тувы на берегу реки Дустуг-Хем был обнаружен чудом не утонувший в ледяной воде совсем еще юный краснокнижный манул. Изможденный и мокрый до последней серой шерстинки манул лежал в тающем снегу, не в силах сказать свое прощальное «мур». Но госинспектор национального парка «Шуйский» Орлан Күскүлүк, со стремительностью горного орла, выхватил из сугроба тощего, мокрого и замерзающего мануленка, а затем завернул его в куртку и согревал в своей машине.
Оголодавший и еще недоспасенный манул слегка отогрелся в теплом автомобиле, а затем Орлан Күскүлүк отнес на руках серебристого бедолагу к себе домой, где краснокнижный манул был поставлен на усиленное питание, как пострадавший на водах и чуть не утопший от бурного весеннего паводка. Через пару дней поздоровевший, накормленный и полностью доспасенный манул, уже в меру упитанный, абсолютно сухой и чистый, был привезен госинспектором и его напарником в заповедный участок Бавыдай близ парка «Шуйский».
По свидетельству второго госинспектора Буяна Саая, манул сидел в картонной коробке и совершенно не буянил, вел себя прилично и пребывал в добродушном настроении, пытаясь выдавить из себя благодарственное слово «мур». Что уже само по себе было делом необычным, поскольку манулы не мяукают и не мурлычат, а лишь гортанно рычат и шипят, людей избегают и никогда не даются в руки, нападая с дикой яростью при любой попытке до них дотронуться.
Отвезенный на окраину заповедника, манул медленно вышел на свет божий из картонной коробки и сделал пару робких шагов. Оглянувшись, он пристально посмотрел на хранителей живой природы – своих спасителей Орлана Күскүлүка и Буяна Саая. Манул снова окинул пронзительным взором обоих охотоведов и на всю жизнь запомнил, что госинспектор национального парка Тувинской республики – лучший друг дикого лесного кота манула», – поведал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.