Коллегия ректоров: томский форум заложил основы будущего высшей школы
Более сотни ректоров и проректоров из 73 вузов Сибири собрались в Томске на стратегическую сессию, которая может стать поворотной точкой для всей системы высшего образования. На площадке, где традиционно рождаются образовательные инновации, обсуждалась не просто реформа, а философия нового университета — университета, способного ответить на вызовы времени.Глава Минобрнауки Валерий Фальков, задавая тон дискуссии, обозначил контуры грядущих перемен. Их движущие силы — это и наступление нового технологического уклада, и амбициозная цель национального технологического лидерства, и тектонические сдвиги на рынке труда, и назревшие внутренние противоречия самой образовательной системы. Импульсом к масштабной перезагрузке стало Послание Президента 2023 года, в котором Владимир Путин обозначил принцип: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий».
На этом фундаменте и предлагается возводить новое здание. От классической советской школы — взять неувядающую фундаментальность, ту самую, что дает выпускнику интеллектуальную широту и устойчивость в мире перемен. От современного периода — мобильность, гибкость и вариативность, позволяющие студенту не просто получить диплом, а сформировать индивидуальный образовательный трек, сразу выйти на рынок труда и обзавестись набором востребованных квалификаций.
Ключевая метаморфоза — отказ от искусственного противопоставления «бакалавриат vs специалитет». Вместо этого — целостный и самодостаточный уровень «высшего образования» с гибкой шкалой обучения от 4 до 6 лет. Его суть — в практикоориентированности и завершенности, делающей ненужным обязательное «доучивание» в магистратуре для старта карьеры. Объединяющим началом для всех направлений станет общее социогуманитарное ядро — единая концепция преподавания дисциплин, формирующих личность и гражданина.
Сама магистратура обретет новый статус, превратившись в отдельный уровень — элитный цех для подготовки исследователей, топ-профессионалов и управленцев. Пересмотру подвергнется и номенклатура специальностей: устаревшие дубли уйдут в прошлое, уступив место актуальным программам, рожденным на стыке наук.
Чтобы связь университетов с реальной экономикой стала прямой и мгновенной, будет переформатирована работа Федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). «Им предстоит стать аналитическими штабами, которые будут говорить вузам и регулятору, что нужно скорректировать, закрыть или открыть», — подчеркнул Фальков. Соответствующие изменения в законодательство уже внесены.
Особая роль в этой трансформации отводится педагогу — запланирована системная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Подводя итоги, министр заглянул за горизонт сегодняшнего дня: «Абсолютное большинство студентов мы будем готовить под существующие рабочие места... Но давайте вспомним миссию университета — создавать новое знание. Часть университетов должна получить право готовить кадры под технологии будущего». Это и есть манифест университета завтрашнего дня: одновременно надежная кузница кадров для сегодняшней экономики и смелая лаборатория, создающая экономику завтрашнюю.
В финале встречи министр ответил на вопросы о трансформации приема на инженерные и естественнонаучные специальности. Томский диалог стал пятым в серии окружных совещаний, которые уже прошли на Северном Кавказе, Юге, Урале и Дальнем Востоке, собирая общенациональную мозаику будущего высшей школы России.
«Томск стал площадкой, где был запущен процесс перехода от университетов-институтов к университетам-экосистемам. Эти экосистемы должны быть интеллектуально фундаментальными, технологически четко и тесно встроенными в ткань экономических и социальных вызовов. Успех реформы будет измеряться не только новыми стандартами, но и способностью выпустить в мир поколение, которое не просто ищет своё место в меняющемся мире, а готово этот мир менять», - прокомментировала заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Лебедева.

0.49
