Рейтинг@Mail.ru

Видео галерея

Более 70 лет жительница Ноябрьска хранит воспоминания о блокаде Ленинграда

25 января 12:44


Скоро мы будем отмечать памятную дату. 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. В осажденном городе оставались, по разным данным, около двух с половиной миллионов человек. Часть блокадников удалось эвакуировать по льду Ладожского озера. 
Сотни тысяч погибли от голода и холода. Освобождения города дождались лишь 560 тысяч жителей. Тогда, в далеком 1944 году маленькой Оле исполнилось всего три года. Подробности в материале Альфии Шакуровой.
Больше всего её интересуют новости. По телевизору она только их и смотрит. Вот сейчас линия фронта проходит по центру некогда советского города. Пережившая ленинградскую блокаду маленьким ребенком, Ольга Асанович сокрушается: тогда бились за Отчизну, сейчас - за деньги.
Она мало что помнит о событиях семидесятилетней давности. В то время была совсем маленькой. В Ленинград в первый день войны пятимесячную Олю вместе с мамой Верой отправил отец Константин. Семья военного жила на заставе у финской границы. От того путешествия остались шрамы на теле. По дороге фашисты бомбили эшелоны.
Много лет по крупицам Ольга Константиновна увлеченно собирает военную историю своей семьи. После многочисленных запросов в архивы, совсем недавно удалось, наконец, выяснить: отец Ольги - Константин Андреевич Максимов погиб как герой, защищая подступы к Ленинграду, в первое же военное лето.
В толстую тетрадь Ольга Асанович четким учительским почерком сначала записывала рассказы своей мамы Веры, а когда мамы не стало, всё, что вспомнила сама. 
Ольга Асанович: "Вот это я хорошо помню, все города, все улицы были обклеены этими плакатами. Страшно было, она всегда говорила, очень тяжело и очень страшно, первая зима была жуткая.
Когда весной снег сошел, первая зима блокадная, трупов очень много было из под снега. Хоронить начали. Люди умирали, идут - упадут, идут — упадут. Кто умрет, кто замерзнет и умрет".
Перед самым освобождением Ленинграда Олю с мамой вывезли из блокады друзья отца. Семья, теперь уже из двух человек, все дальше и дальше уезжала от города, где пережила самые страшные годы своей жизни. 
Ольга Асанович: "Мы умирали уже, по крайней мере я. Я помню, знаете, лежу и отсюда подходит женщина в белом халате и говорит "не жилец". Вот выжила".
Послевоенные годы в памяти Ольги Константиновны отпечатались куда сильнее.
Ольга Асанович: "Тогда же талоны были, ночами стояли за хлебом, море, море, вот как забастовки показывают, море народа. И у нас сосед был фронтовик, хромал, сильно раненый пришел.
Вот дядь Леша - рупь с полтиной. Пошел хромать. Вот он садил меня на плечи, мне, конечно, очень нравилось, высоко. И, подходя с талонами, наверное, на меня и на себя, говорил "дайте дорогу фронтовику". Это море, вот как сейчас помню, расступалось и образовывалась дорожка".
Хрупкая пенсионерка говорит, что не может выбрасывать еду. Ну, в самом крайнем случае накормит голубей.
Ольга Асанович: "Главное, чтоб хлеб был. Я часто делаю так: купила булку хлеба, разрезала пополам,  половинка или поменьше в морозилке, потом отогрею в микроволновке и вроде защищенная, что голода не будет".
Перед самой пенсией Ольга Асанович оказалась в Ноябрьске, но еще долгое время учила детей химии и биологии. Сегодня Ольга Константиновна лечит сердце и продолжает заполнять новыми фактами свою тетрадь. В ней история страны и история обычных людей, переживших блокаду. Чтобы не забыть. 

Олег Андреев, по материалам ОГТРК "Ямал-Регион"
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ

Другие видео из раздела:




20.06.25 в 23:53
18948
Сантехники в Ступине

Профессиональная услуга установка кухни рядом с вами

Если вам нужно узнать, какие карты не блокируют приставы, свяжитесь с юристами «Делу время».

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц