Мирослав Бакулин: не делайте постного лица
После окончания школы поступил на филфак тюменского университета. Параллельно работал сторожем, запоем читал книжки и влюбился безумно в одногруппницу, на которой женился. Начиная с университета, жизнь захлестнула волной до полной неартикулируемости воспоминаний. Много рисовал, фотографировал, слушал музыку.
После окончания вуза работал инженером по комплектно-блочному строительству, младшим научным сотрудником лаборатории прикладной этики Института проблем освоения Севера, диск-жокеем на музыкальной радиостанции, еще кем-то. В 1995 году поступил в аспирантуру при кафедре философии университета. Преподавал в университете философию, русскую литературу и журналистику.
Когда все надоело, ушел матросом-рыбоприемщиком на Север. В тайге много чего понял про жизнь, про себя, снова встретился с Богом, теперь по-другому.
Вернулся домой, работал сторожем, школьным учителем. Начал преподавать философию в строительной академии. Написал диссертацию о православной иконописи, которую защитилв 2003 году.Преподавал культурологию, философию, культуру речи, социологию, историю искусств, политологию, геополитику. Есть хорошие и верные друзья, с которыми по воскресеньям ходит в церковь, по четвергам – в баню. Всем доволен.
Мирослав Юрьевич Бакулин – гость "Вслух о главном" и герой народного интервью.
- Прошлые годы держалпост строго. А нынче нет вдохновенияна это благое дело. Надо себя поборотьили, напротив, отпустить? Андрей, Тюмень
- Побороть себя. И дажеусилить пост. Если постился с маслом,то исключить его вовсе из рациона.Вместо трех котлеток рыбных позволитьсебе одну, а то и ни одной. Святые Отцыговорят: чем больше тебе не хочетсямолиться, тем сильнее надо это делать.В этом году пост действительно оченьсложный. Я тоже так ощущаю. Людям трудно.И весна холодная, недобрая добавляетсложностей. У нас и так более двухсотдней в году нет солнышка, это тоже влияетна эмоциональное состояние. Но надопонуждать себя к хорошим вещам, кдоброделанию.
- Что подразумеваетепод доброделанием?
- Упаси вас Господьот насильственных добрых дел дляокружающих. Пост Великий не для того,чтобы не есть. Суть его – проникнутьсясловом Божьим. У меня был студент-панк,он прочел СвященноеПисание и сказал:"я теперь просек, что это был за чувак– Бог". То есть он стал Ему ближе. Этоважно. Доброделание – это когда вы всевокруг себя молитвой освящаете.
(Мирослав рассказывает историю воскресения Христа, говорит о том, что его восхищает открытый финал Евангелия от Марка 16, 8, который оставляет читателя наедине с Богом. Эта Книга не для того, чтобы что-то знать о Боге, а чтобы знать самого Бога).
- И все же непонятно,почему нельзя делать добрые дела.
- У вас, допустим, душаисстрадалась, а я предлагаю вам водкивыпить, считая, что это облегчит вашудушу. Получается, что я хочу сделатьдоброе дело не так, как вам надо, а какя считаю, что вам надо.
Если заходит сосед-алкаш и просит денег, я даю. Как он их использует – его дело. Я не должен его поучать, мол, пост на дворе, а ты пьянствуешь. Мы так часто хотим быть добрыми к людям по-своему. А нужно заглянуть в душучеловека, которому хочешь помочь, забыть свои планы и думать только о том, что нужно ему или ей.. У меня был в жизни потрясающе убедительный эпизод.
Стою я, младой аспирант, в очереди за пивом в ларек. Очередь немаленькая, и все с какими-то банками да канистрами. Вдоль очереди бродит мужичонка и просит налить ему маленькую баночку пива. Никто не купил и не дал. А он присел на приступочек и… умер. Пожилой доктор "скорой помощи" встал перед этой большой очередью и сказал, что все вы – скоты, покупаете себе литрами, ему же пожалели стакан, а он бы выпил ижил…
Вся очередь разошлась. Мы тоже ушли пустыми и с огромным чувством вины. Такая вот почти библейская история.
- У меня очень простойвопрос: что вы кушаете дома с детьми вовремя поста? Не слишком ли дорогообходится постный стол? Ведь овощи-фруктынынче в цене, да и не очень-то они полезныв это время года. Алена И., Тюмень
- Старшему сыну 23 годаи он сам определяет, что и как ему делать.А дочерям — пять и четыре года, до семилет дети не постятся.
Мы в семье пользуемся правилом Василия Великого: Пост – для гурманов. В это время человек начинает ощущать вкус простых продуктов, хлеба, картофеля, огурцов…. Что едим? Макароны, рис, морепродукты – мидии, кальмары (их раньше называли "черепокожие"), фасоль, картошку в любых видах. На мой взгляд, для кухарки пост – сплошная экономия. Насчет фруктов, к которым я равнодушен в принципе, мне диетолог знакомый сказал, что для получения суточной дозы витаминов надо съесть целый воз яблок. Предпочитаю поливитамины в таблетках.
- В разные периодыжизни заметила, что у меня разноеотношение к религии. То начинаю постоянноходить в церковь, много размышляю, тона месяцы оставляю эту тему. В результатечувствую себя виноватой. Как разобраться– как поступать правильно? ЕвгенияВасильевна, преподаватель, Тюмень
- Нужна аскетика –буквально "спортивные упражнения", тоесть приучать себя к богомыслию,понуждать к чтению святых книг. Еслинет такого понуждения, нет такойпривычки, то есть опасность серьезно"поломать" себя изнутри, повредитьсвоей душе. Благочестивые привычки –это основа для ищущего человека.
- Помогает ли верастать хорошим? Как ваши личные ощущения?Виталий, Тюмень
- Хорошийи вера – разные категории. К верующемуслово "хороший" мало подходит. В ПисанииХристос говорит: "Горе вам, когда вселюди будут говорить о вас хорошо!"(Лк.6, 26)Поясню.
Живет человек, хороший. Заботится о семье, не пьет, не курит, возит близких отдыхать в Турцию. Но Бог ему не нужен. Человек может быть предельно нравственным, но при этом совершенно духовно мертвым. Он не нуждается в помощи Бога.
Я же, грешник закоренелый, как Мармеладов у Достоевского нуждаюсь в Боге. Но изменяюсь ли? И иду на исповедь всякий раз с почти одинаковым списком прегрешений. Впору заламинировать…
- Греши и кайся?
- Это премудростьнынешнего времени, не более того.
Когда мне было 14 лет, нам с мамой в поезде попался попутчик, который, будучи смертельно больным, ехал к своим родным после многолетних лагерей проститься. На фоне вечно недовольных лиц наших соотечественников я увидел человека радостного, улыбающегося. "Как мне нравится, – говорил он, – ехать в поезде. Колесики стучат, за окном Россию показывают. Как мне нравится чай в подстаканнике. Сахарок в таких продолговатых пакетиках, а чаинки, как вороны в закатном небе кружат-кружат. Так уж хорошо!" Я смотрел на него и немного озлился, ну, думаю: "Сейчас принесут тебе мокрые простыни, по-другому запоешь". А он гладит простыни и говорит: как приятно, они такиевлажненькие…
И я подцепил от него эту радость жизни как заразу. Радость того, что ты — в руках Бога. Это было потрясающе.
- Как специалист порелигии, скажите – неужели есть прощениена земле или небе мучителям детей,педофилам и маньякам? Или им вполнедостаточно просто покаяться? Мария,Ишим
- Мать декабристаРылеева описала свой сон. Малышу былогода три и он заболел, врачи сказали,что не доживет до утра. Она стала горячомолиться перед иконами, чтобы ребенокисцелился. Молилась до изнеможения иуснула. Во сне видит комнату и своегосовершенно здорового сына. Потомудругую – где он постарше, третью – иКондратий уже офицер, с какими-то людьмичто-то оживленно обсуждает. Последняякомната, которую еще можно было неоткрывать, чтобы не знать судьбу, явилависелицу. Подлец, предатель,клятвопреступник, убийца. .. Но онапродолжала молиться. Да, ребенок наутробыл здоров. Но отмолила ли мать своегосына, сделала его убийцей и висельником?
Господь попускает не только смерть, но и спасение.
– Какие уж у детей грехи…
- Кто знает. Детиразные.
- И все же вы неответили о преступниках против детей.
- На земле прощениянет никому. Если судить нас посправедливости, то мы все достойны ада.Когда пара решает сделать аборт, то ониоба преднамеренные убийцы, покручерефлексирующего Раскольникова.
- Но вы навернякавидите в храме характерного вида мужчинс золотыми цепями. Они щедро жертвуютденьги и ставят самые толстые свечи.Для них так просто покаяться…
- Конечно, вижу. Одинмой знакомый поставил себе задачузаработать миллион долларов. И примернос 20 лет до 40 он усердно "кормил яму",как он говорил, – складывал валюту всейф, смонтированный в полу квартиры.Наступает день, когда он понимает, чтопора уже тратить, семьи нет, да и нехочется, не верит никому. А вот машинухорошую надо бы. Он покупает в салонеза наличные сразу два автомобиля –джип и "Мерседес". Его выследили доквартиры и убили. Сейф взломали. Но дажепосле грабителей у него в доме нашлосьеще пять миллионов долларов.
Он – крайняя форма того, чему поклоняются многие наши современники в России. Всемирные идолы это - власть, богатство, красота, здоровье – вот фетиши, которым поклоняются люди.
- Здоровье-то почемугрех? Разве человек не должен заботитьсяо теле, как о храме Божьем?
- Заботиться – пожалуй.Но не делай из здоровья одного из самыхстрашных идолов. Болезнь – тот огонь,который часто испепеляет наши грехи.Болезнь нужно переносить с благодарностью.
- Почему Православиетакая грустная религия – почему онапостроена вся на страдании и терпении?Может, оттого и Россия такая вотбезрадостная? Кстати, можнопоменять веру и стать, допустим,католиком? Семен Фролов, Тюмень
- Станьте хоть кем.Лишь бы были счастливы. Бытьсчастливым и есть цель человеческойжизни.
Христианство есть религия радости. Христианин живет просто – передает себя в руки Божьи. Даже если мы вернемся к вопросу о Посте, говорят же – не делай постного лица. Ходи радостным, ведь ты нашел сокровище - Христа, без которого человек жить не может.
Кстати, на наши субботние богословские курсынесколько раз приходил мулла. Послушал-послушал, да и говорит, что понял: христианство – религия радости.
Вы знаете игру в домино? Представьте, что с другой стороны костяшек есть свои точки и цифры. И это только с видимой стороны складывается порой безысходная "рыба", у Бога, с другой стороны, – идеальный порядок.
- И при всем этом унас все равно постные лица преимущественно.
– Особенно это заметно, когда возвращаешься из-за границы, где улыбка – норма. Как-то мы побывали в Доминикане. Бедность там страшная. Но они все — веселые. У нас же богатая страна, а лица печальные. Абсурд. Между тем не худо бы помнить, что бедность и беспечность и есть счастье. У богатого тревог и проблем слишком много.
- Ваша семья тожевоцерковлена? И жена, и дети? Как относятсяродители к вашему выбору, Мирослав?
– Жена, дети – воцерковлены. Родители – нет. Более того, мы долго с ними спорили по этому поводу. До одного случая. На Пасху собралась вся наша немаленькая семья. И я попросил папу (Юрий Бакулин – два высших образования, экс-редактор газеты "Тюменские известия". - Прим. авт.) как старшего благословить трапезу. Он с недоумением, но все же перекрестил стол. И, представьте, через это благословение прошло нечто, как через провода ток. Это был переломный момент.
- У вас естьдрузья-безбожники? Как вы находите сними общий язык? Кто кого пытаетсяобратить на свою сторону?
- Никто никого непринуждает. Все знают, что я – "религиозныйпараноик", и свою веру ставлю выше своихпредставлений о мире и людях. Но еслипри мне хулят Бога, то я честнопредупреждаю, что одним ударом вполнепрофессионально выбью ему передниезубы, чтобы хулы свои мог произноситьтолько шепеляво.
- Вот те на – в зубы…
– Большое заблуждение, что христианин должен быть добреньким. Добрым, рассудительным – да, но веру свою защищать смело.
- Мирослав, чтомирское вам совершенно точно чуждо,чего вы не приемлете?
– Христианину все мирское чуждо, по большому счету. Совсем не приемлю антимолитвы - слова "все плохо" и "все сволочи", а также матерщину. С этим связана страшная история. В нашем приходе работал мужичок, Петрович. Он постоянно и витиевато матерился и не считал это грехом. Стал Петрович помирать, зовет батюшку. Батюшка приходит, а Петрович ничегошеньки сказать не может, язык не слушается. Батюшка утешил его, как мог, да покинул. А Петрович снова речь обрел. Батюшка снова за порог, а у Петровича опять язык отнимается. Так и не смог он священнику ни словечка произнести, помер без исповеди и причастия.
- Чтобы понять просебя, разве обязательно уходить в тайгуили море? Чему вас научили такие побегиот мира? Кто нес ответственность завашу семью, пока вы искали себя настороне? Что будет следующим – уход отцивилизации, как это сделали Лыковы?
– В тайге, где я зарабатывал деньги для своей семьи, народу оказалось не меньше, чем в городе (улыбается). Это были люди с другим сознанием. Мне сейчас достаточно того, что у меня внутри пустыня, не безжизненная, а та самая глубина, которая заполнена Богом. Важно понять, что уходить от мира бессмысленно, среди людей можно обрести то самое важное, что наполнит пустоту высшим смыслом. Не стоит прятаться ни от кого. Нужно иметь уважение к другому человеку, у которого внутри такая же бездна, как у тебя.
– Известно, что в основу некоторых современных популярных песен легли библейские сюжеты. Например, в исполнении Бориса Гребенщикова "Под небом голубым…". Как вы относитесь к этому и сочиняете ли стихи и песни на такую деликатную тему?
– Стихи и песни не сочиняю, хотя по молодости был грешен. Правда, пьесы на христианские темы пишу. Но стихи – иное. Знаете, творческому человеку очень сложно выразить свою веру. Поэт стоит перед тканью небывалых смыслов и не может "вставлять" туда Бога как некий элемент. Будет некрасиво.
- Вопрос не по теменашего разговора, но тоже актуальный.Сейчас в Тюмени обсуждают, что делатьс бродячими животными. Выскажите,пожалуйста, свое мнение.
- Городские животныедают людям замечательный повод проявитьсвое милосердие. Не умерщвлять никакимобразом. Кормить их. И воспитыватьдетей, чтобы они не обижали бродячихживотных. Животные ведь все понимают.Попробуйте сказать пробегающей мимособаке "здравствуй". Я так делал. Онамне кивнула в ответ.
Теги: гость Вслух.ру