
Как крупные компании зависят от малого и среднего бизнеса
Принято считать, что малый и средний бизнес в нашей стране находится на грани выживания. И причиной тому, как ни парадоксально, - ключевое положение системообразующих сырьевых отраслей в экономике страны. Зачем вкладываться в развитие малого и среднего бизнеса, если один оборот капитала десяти крупнейших ФПГ приносит в казну годовой бюджет? Однако было бы неверно думать, что у крупных компаний нет проблем. Они есть, и как раз напрямую зависят от недостатка обратной связи с малым и средним бизнесом. С интересной инициативой в этой сфере выступила нефтяная компания ТНК-BP.
Предприятия малого и среднего бизнеса выступают в роли контрагентов крупных компаний существенно больше, чем кто-либо другой. Одна из главных проблем в этой области - непрозрачность и неэффективность механизма этого взаимодействия. Это легко объяснимо, если принять во внимание саму структуру вертикально интегрированных ФПГ. Все процессы управляются из головного офиса, находящегося, как правило, в Москве; Москва за всем уследить не может и отдает ситуацию на откуп местным менеджерам. Менеджеры, предоставленные сами себе, зачастую быстро обрастают коррупционными связями и начинают работать «за интерес», то есть – со «своими» поставщиками, под тем или иным предлогом отстраняя всех остальных.
Понятно, что компании в целом такая ситуация выходит боком, поскольку коррупционные сделки ведут к удорожанию контрактов при ухудшении качества их исполнения.
НИИ бизнес-процессов и бизнес-стратегий недавно провел исследование степени коррумпированности крупных российских компаний. Выяснились любопытные вещи. В частности, обнаружена прямая корреляция между уровнем коррупции и степенью «огосударствления» компании. Что ж, это только логично – если потеря эффективности никому лично не грозит падением доходов, на нее можно смотреть сквозь пальцы.
Что касается внедрения механизмов противодействия коррупции на уровне регионального менеджмента, такие программы есть в наличии у нескольких крупных ФПГ, но результаты их работы традиционно общественности широко не известны. Среди других компаний выделяется открытостью (подчеркнем – выделяется на фоне именно этих компаний) нефтяная компания ТНК-ВР.
В декабре прошлого года компанией было принято решение об организации советов по взаимодействию с подрядчиками и прилагаемых к ним конфликтных комиссий. Идея была в том, чтобы компания и её партнеры-контрагенты сообща искали и находили нарушения или несостыковки в корпоративных процедурах и правилах контрактования.
Комиссии достаточно рьяно взялись за работу – уже рассмотрено порядка 15 жалоб от подрядчиков, посчитавших, что с ними обошлись несправедливо при распределении заказов. По шести жалобам конфликтные комиссии вынесли решение в пользу заявителя. 40 процентов положительных для подрядчика решений – впечатляющий результат даже по западным стандартам.
В частности, предметом обсуждения на заседании Западно-Сибирской конфликтной комиссии под руководством вице-президента ТНК-ВР Олега Нама стала жалоба предприятия «Альфа- Колор», одного из поставщиков ЗАО «ТНК-ВР Снабжение». В числе прочих претендентов предприятие участвовало в открытом тендере на поставку в 2011 году лакокрасочных материалов. Предквалификацию прошли 12 фирм, в том числе и «Альфа-Колор». Тем не менее, предприятию, как и некоторым другим претендентам, в заключении контракта было отказано по причине отсутствия опытно-промышленных испытаний предлагаемой продукции. Региональная конфликтная комиссия детально изучила представленные документы. После рассмотрения ситуации был сделан вывод, что при проведении тендера были допущены нарушения, а именно – не до всех контрагентов была доведена информация о необходимости проведения опытно-промышленных испытаний. Комиссия рекомендовала «ТНК-ВР Снабжение» отменить свое решение по данному лоту и провести повторный отбор из 12 прошедших предквалификацию претендентов. В настоящее время проводятся урегулирующие мероприятия по данной жалобе.
- ТНК-ВР провозгласила открытую и справедливую политику в отношении своих партнеров, которые должны быть уверены, что находятся в равных условиях. Прозрачность, открытость, справедливость – вот критерии нашей работы, –говорит Олег Нам.
Мы связались с одним из истцов, генеральным директором ООО «ОренбургНИПИнефть» Михаилом Персиянцевым, чтобы узнать, как в сегодняшних условиях подрядчик может гласно отстоять свои интересы. Вот что он рассказал:
- Первоначально нашу заявку на проведение проектно-изыскательских работ не приняли, поскольку-де институт не удовлетворяет квалификационным требованиям, предъявляемым заказчиком. В частности, не устроила численность сотрудников и недостаточный опыт работы. Основания, мягко говоря, надуманные. На объектах «Оренбургнефти», дочернего предприятия ТНК-BP, мы работаем с 2002 года, объем выполненных работ исчисляется сотнями миллионов рублей. По всем проектам прошли госэкспертизу и получили положительное заключение. В проектно-изыскательских работах у нас задействовано около 300 сотрудников. Лишение заказа для нас критично и по зарплате, и по налоговым отчислениям. Понятно, что результаты конкурса нас не устроили, и мы обратились в конфликтную комиссию при Оренбургском региональном совете ТНК-ВР по работе с подрядчиками.
Надо сказать, комиссия отреагировала четко и оперативно. 7 декабря мы подали жалобу, а уже 15 декабря было принято решение о ее удовлетворении. Повторную предквалификацию мы прошли без сучка без задоринки. Нас такая оперативность и справедливость рассмотрения впечатлила. – Пояснил Михаил Персиянцев.
В конце марта в регионах производственной деятельности ТНК-BP состоятся заседания региональных советов, в работе которых примут участие контрагенты компании, а осенью пройдет общекорпоративный слет подрядчиков и поставщиков. Принять участие в съезде, в частности, предлагается всем контрагентам – как актуальным, так и потенциальным. Собственно, по итогам слета можно будет сказать также, есть ли шансы на успешное развитие в нынешней России у малого и среднего бизнеса – поскольку именно его интересы представляют многочисленные подрядчики ТНК-BP и других крупных компаний.
- Мы сдержали свое обещание перед подрядчиками, - подводит итоги исполнительный вице-президент ТНК-ВР по обеспечению бизнеса Анатолий Темкин. - Первые заседания конфликтных комиссий состоялись в намеченный срок. Принятые решения обнадежили подрядчиков, показали им, что мы настроены серьезно, что мы на деле заинтересованы в более тесном и полностью прозрачном взаимодействии с контрагентами.
О масштабах же этого взаимодействия говорят цифры. Объем закупок материалов и услуг ТНК-BP в 2010 году составил свыше 6 млрд долларов, и более 85% материально-технических ресурсов и большая часть сервисных услуг были приобретены нефтяниками у российских компаний.