В России планируется реформировать систему особых экономических зон
Правительство РФ стремится расширить географию размещения ОЭЗ, создавая возможности для их появления на территориях, ранее не имевших преференциальных режимов. Для этого Минэкономики разработало проект постановления, который полностью пересматривает подход к формированию ОЭЗ и реализуемым в них инвестиционным проектам. Сегодня в стране функционирует около 50 таких площадок с особыми условиями для инвесторов. Параллельно с этими изменениями в Госдуму уже внесен законопроект, призванный повысить эффективность ОЭЗ путем ограничения налоговых преференций для резидентов – их объем не должен превышать фактические капитальные вложения и затраты на научно-исследовательские работы.Согласно проекту постановления, территории, которые еще не получили статус особых экономических зон, но уже планируют реализацию крупных инвестиционных проектов стоимостью от 20 миллиардов рублей, смогут увеличивать свою площадь. Это изменение в существующих правилах, где сейчас расширение доступно только для зон, которые власти признали эффективными.
Минэкономики также стремится исключить случаи, когда льготы получают нереализуемые проекты, и повысить эффективность инвестиций в развитие ОЭЗ. В рамках этой инициативы минимальный объем инвестиций для промышленно-производственных проектов будет увеличен со 120 до 150 миллионов рублей.
Для туристско-рекреационных и технико-внедренческих зон устанавливаются новые финансовые пороги — 5 и 1 миллион рублей соответственно, которых ранее не существовало. С 2026 года эти минимальные требования будут ежегодно индексироваться. Инвесторам по-прежнему необходимо инвестировать две трети заявленной суммы в первые три года функционирования в особой экономической зоне.
Что касается масштабных инвестиционных проектов стоимостью свыше 5 миллиардов рублей, правила планируют изменить. Если сейчас к таким проектам не применяется требование о вложении двух третей средств в трехлетний период, то согласно новому проекту, инвесторам потребуется вложить треть заявленного объема инвестиций за это время.
Для туристско-рекреационных инициатив вводится аналогичное условие, но с порогом инвестиций от 2 млрд рублей. Учитывая их продолжительный инвестиционный период и меньшую потребность в капитале, для этих проектов установлена сниженная норма вложений за трехлетний срок.
Предлагается также установить десятилетний лимит на осуществление полного объема заявленных инвестиций для всех категорий проектов, тогда как ранее подобных временных рамок не существовало. Эти регуляторные меры направлены на повышение обязательности резидентов, минимизацию рисков задержки проектов и предотвращение их приостановки. Важно отметить, что новые правила затронут исключительно будущие инициативы, поскольку 97% текущих проектов уже соответствуют предлагаемым критериям минимального инвестирования.
«В реальности, несмотря на снижение официальных порогов, фактические требования к инвесторам ОЭЗ остаются высокими. Учитывая значительные налоговые преимущества, такие критерии вполне оправданы. Большинство промышленно-производственных проектов в особых экономических зонах требуют капиталовложений от полумиллиарда до трех миллиардов рублей. Вполне возможно, следует расширить доступ к льготным условиям для представителей малого и среднего бизнеса в промышленном секторе, снизив входные барьеры. Требование инвестировать треть средств в первые три года разумно предотвращает затягивание проектов. Однако необходим индивидуальный подход при контроле этого условия, особенно для инициатив с продолжительным инвестиционным периодом или логистическими сложностями», - комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской Академии.