Уважаемые читатели, этот тест-драйв является первым в запланированной серии, посвященной автомобилям, претендующим на звание "семейных". Проект задуман и реализуется в партнерстве с Автомобильным клубом при Молодежно-просветительском центре "Журавль". В качестве первого автомобиля мы выбрали Citroen C3 Picasso и предоставили его на "суд" Автоклубу.
Состав участников теста у нас разнообразен не только по гендерному и возрастному признаку, но и по опыту эксплуатации автомобилей, а также по своим автомобильным пристрастиям. Поэтому уже при приближении к припаркованному автомобилю нашу неорганизованную толпу стали наполнять совершенно различные реплики, от "ух ты, какой беленький!.." до "о! 17-е диски с 45-й резиной!".
Одна из семей, участвовавших в тесте, взяла автомобиль на два дня для более детального ознакомления с ним. Отец семейства резюмировал мнения своей жены и детей, ну и, конечно, свое собственное:
Это не автомобиль, это автомобильчик, машинка. Он сразу понравился жене. Она с удовольствием рассматривала детали интерьера. Ей все казалось привлекательным. И ход машины очень понравился. Даже явно медлительный робот, из-за которого двигатель кажется слабее, чем он есть, жену привел в восторг. Автомобиль понравился своей слабостью. Благодаря этому машина казалась более управляемой. Мощные машины многим женщинам представляются бесконтрольными. Я же, напротив, раздражался задумчивостью авто.
Надо признаться, что автомобиль действительно создает хорошее настроение своим внешним видом. Этакий добряк-весельчак, симпатяга. В нем нет агрессии. И нет аляповатости. Красивый дизайн, изящные формы. Он не просто заставляет задержать на себе взгляд, его хочется разглядывать. Красивая оптика, прекрасно вписанная в общую "светлую" концепцию кузова с большой площадью остекления, противотуманные фары, обрамленные изящными хромированными вставками, светодиодные ходовые огни, ненавязчиво расположившиеся в нижней части переднего бампера – ничего лишнего, ничего создающего диссонанс восприятия. Он дружелюбен. С ним хочется познакомиться.
Автомобиль позиционируется производителем как городской семейный компактвен. Однако слегка "раздутый" кузов создает иллюзию более крупного и вместительного автомобиля, а внушительный дорожный просвет в 17 см в совокупности с 17-дюймовыми колесами, обутыми в низкопрофильную резину, заставляет на некоторое время усомниться в асфальтовой среде обитания этого экземпляра.
Но внешний вид – это все-таки дело вкуса. Или дело настроения. Или вообще не мое дело, кому как. Поэтому эстетическое удовольствие от созерцания внешних форм автомобиля длилось недолго. Ровно то время, что мы приближались к нему. Даже меньше, поскольку вперед была выслана группа захвата, состоящая из самой мобильной и шустроногой части коллектива, тут же взявшая автомобиль на абордаж и проникшая внутрь в надежде если не дотянуться ногами до педалей, то хотя бы подержаться за руль.
Столики для задних пассажиров очень понравились детям. Отличная идея. Полезная вещь. Именно то, чего не хватало. Дети любят в дороге играть в лего, на столиках очень удобно, правильная высота, с учетом детских кресел.
Внутри автомобиль интересен. Интересен как для водителя, так и для пассажиров, о которых тут позаботились, может быть, чуть больше, чем это принято делать в автомобилях непремиального класса. Откидывающиеся пластиковые столики в спинках передних сидений являются буквально комплиментом от производителя. Вне всякого сомнения, эта опция добавит комфорта и крошек от хэппи-мила в салоне.
Пассажиром в автомобиле быть вообще удобно. Как спереди, так и сзади. Недорогой, но весьма приятный на ощупь материал обивки, при производстве которого, как заявлено производителем, не пострадало ни одного плюшевого Чебурашки, продуманная форма сидений, подходящая как для крупных и солидных, так и для маленьких непоседливых пассажиров, а также для самых главных персон в детских креслах. Детские автомобильные кресла удобно крепятся с помощью системы IsoFix, не вызывая затруднений с этой операцией ни у молодых мам, ни у молодых пап, ни даже у молодых бабушек и дедушек.
Задние сидения регулируются в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки, что также не могло не обрадовать самых взыскательных членов коллектива, обладающих автомобилями более высокого класса, но не имеющих такой приятной полезности.
Пластиковые вставки в дверях также не отличаются премиальным качеством материала, но ни зрительного, ни тактильного раздражения не вызывают совершенно. И, конечно же, завораживающая панорамная крыша с гигантской площадью остекления. Довольно разнообразные речевые формы описания эмоций в целом сводились к емкому возгласу: "Ох ты ж, ни фига себе!"
Изрядно повертевшись в креслах салона, поиграв с механическими регулировками, понажимав кнопки и подергав за ручки, мы переходим к изучению утилитарных возможностей автомобиля. То есть к вместимости багажного отделения. На первый взгляд, размер багажного отделения, открывающийся при поднятии пятой двери, невелик. При втором взгляде – тоже… И при третьем. В общем, в багажник заглянули все и сошлись именно в таком мнении. Все, что удалось разместить в багажном отделении, не прибегая к трансформации салона, это сложенная до размеров академического тубуса детская прогулочная коляска.
Для более крупногабаритных грузов пришлось складывать сиденья второго ряда. И тут нас ожидал приятный сюрприз. Конструкция задних кресел позволяет не только складывать их по отдельности, в соотношении 1/3 к 2/3, но и преобразовывать складываемые кресла в единый с багажным отделением ровный пол.
А если и этого кому-то покажется недостаточным, а такие среди нас тоже были (и не надо показывать на меня пальцем), то для получения дополнительного пространства есть возможность сложить еще и переднее пассажирское сиденье, которое также складывается до образования ровной горизонтальной плоскости со сложенными задними сиденьями, делая полезный объем автомобиля просто гигантским. После трансформации в салоне уже поместились не только детская коляска и изрядное количество сумок, но и совершенно недетский горный велосипед в полностью собранном состоянии. А это означает, что и для ящиков с рассадой помидоров во время весеннего исхода на загородные участки места в этом автомобильчике найдется предостаточно.
Жене понравилось наличие специального зеркала для наблюдения за детьми, находящимися на задних сидениях.
Все, хватит тянуть, пора за руль и в путь. Но сперва подготовка рабочего места водителя. Посадка за рулем удобная. Регулировками водительского сиденья и рулевой колонки можно добиться комфортного положения водителя без ущерба для сидящих сзади пассажиров. Обзорность и ощущение габаритов очень хорошие. В совокупности с большими боковыми зеркалами создается ощущение полного контроля над габаритами автомобиля. Немного неудобно застегивать ремень безопасности. Для этого приходится либо проявлять изрядную ловкость, либо каждый раз откидывать и возвращать на место центральный подлокотник, являющийся по совместительству крышкой ящика для хранения… чего-нибудь.
Нельзя не отметить довольно необычное "многоэтажное" расположение панели приборов, бортового компьютера и монитора навигационной системы. Большой цифровой спидометр читается легко, к считыванию прочей информации нужно немного привыкнуть, но уже спустя непродолжительное время пребывания за рулем непонятных букв и цифр на дисплеях не остается.
Итак, зеркала настроены, водитель пристегнут. Но чего-то не хватает. Ах да, вспоминаются слова пингвина Шкипера из мультика "Мадагаскар" в момент угона туристического джипа: "Газ, музыка, поехали!" Музыка! Нужен звук. И вот тут возникает некоторое затруднение. Огромное количество кнопок и регуляторов управления магнитолой и климатической установкой, размещенных на консоли, изрядно обескураживает. При включенной навигации добраться до настроек радиостанции оказалось довольно нетривиальной задачей. Интерфейс управления мультимедийной установкой лишь с большой натяжкой можно назвать интуитивно понятным. Видимо, нужно обладать довольно развитой интуицией, чтобы совладать с этим устройством. За несколько минут мне лично не удалось настроить желаемую радиостанцию, и пришлось довольствоваться тем, что любезно предоставил мне сам автомобиль. С регулировкой громкости также вышел небольшой конфуз, так как вопреки устоявшимся привычкам, громкость звучания регулируется не вращением круглой рукоятки, сразу же бросающейся в глаза, а маленьким кнопочным регулятором с арифметическими символами "+" и "-". Что касается качества самого звучания штатной акустической системы, то тут, мягко говоря, на любителя. Она, конечно, звучит. Но, возможно, не передаст всех оттенков гармонии третьего концерта Рахманинова в исполнении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского.
Кстати, мы до сих пор стоим на месте, что уже начинает наскучивать. Поэтому поворачиваем ключ зажигания. Двигатель запускается мягко, работа его на холостых оборотах в салоне еле ощутима. Приятно. Нажимаем тормоз, переводим рычаг КПП в положение "А". Для владельцев автомобилей с классической автоматической коробкой передач несколько неожиданным является не только обозначение передачи "А" на месте привычного "D", но и полное отсутствие такого знакомого положения "Р". Да, у роботизированной коробки нет режима паркинга, поэтому на парковке необходимо пользоваться рычагом ручного тормоза. "Как?! Это же неудобно!" — прозвучало подряд несколько схожих удивленных женских возгласов из числа желающих попробовать свои силы за рулем детища французского автопрома. Да, неудобно и уже непривычно, но при этом в нашем распоряжении находится роботизированная коробка, которая обещает экономить нам несколько литров топлива на сотню километров пробега и обеспечивать мягкое и быстрое переключение передач. Это объяснение было отправлено мужской половиной испытателей в адрес женской половины, где и пропало в полной тишине.
Ну-с, поехали! Плавно выруливаем с парковки. В движении на малых скоростях рулевое колесо крутится настолько легко, что не верится в наличие его связи с какими-либо механизмами в недрах автомобиля. Подрулевые рычаги включения указателей поворота и управления стеклоочистителем включаются мягко, с еле ощутимыми щелчками. Немного игрушечные ощущения, но это даже забавляет. Педаль тормоза очень мягкая и отзывчивая. Усилие для плавного, но эффективного торможения выбрать очень просто. Маневрировать на автомобиле легко. Наличие камеры заднего вида с указанием траектории движения делает маневры задним ходом весьма уверенными даже в исполнении весьма неуверенных в себе водителей.
Итак, парковка позади, мы выезжаем на дорогу и начинаем разгон по прямой. Робот переключения передач работает действительно плавно и четко, не создавая ощущения переключения передач. А вот двигатель объемом 1,6 литра проявляет себя не таким легким на подъем, какое впечатление создает внешний задорный вид автомобиля. Может, это и хорошо, автомобиль все-таки для приятного и веселого перемещения по улицам города, а не для ночных уличных гонок. И все же хотелось бы больше драйва. Чуть больше. Чуть-чуть. Немного. Но хотелось бы.
Поведение автомобиля на прямой не вызывает нареканий – направление держит устойчиво, по полосе не рыскает, постоянных подруливаний не требует. Руль удобен в руках и на скорости не обладает эффектом игрушечной легкости, что придает уверенности при управлении. А вот подвеска довольно жестко проглатывает неровности дороги. Не исключено, на краснопресненской брусчатке кто-то из пассажиров мог бы расплескать стакан с чаем. Или кофе. Стало быть, обладателям этого французского симпатяги надо быть осторожнее на столь характерных для наших родных и знакомых дорог выбоинах и ухабах, возникающих порой в самых неожиданных местах.
Хороша шумоизоляция салона. Она делает поездку весьма привлекательной для нескольких человек, любящих поболтать в дороге о насущном и не очень. Или для тех, кто мечтает побыть в тишине после шумного дня. Да и кому вообще не будет приятна тишина в салоне даже на скоростях выше ста километров в час?
Но было бы странным рассматривать ходовые качества автомобиля только на прямой дороге. Или при прохождении поворотов на заведомо безопасной скорости. Нет, конечно, в безопасном движении нет ничего странного. Но как устоять перед соблазном?! Да! То есть – нет, никак не устоять. И мы направляем автомобиль на сложную траекторию. При прохождении виражей на экстремальных скоростях кузов заваливается в крен довольно неохотно благодаря все той же жесткой подвеске. Система курсовой устойчивости оказывается довольно пугливой, начиная вносить свои коррективы в движение, не дожидаясь возникновения сноса в повороте. Но несмотря на такую осторожность электронного помощника, при прохождении "шпильки" с резким поворотом дороги более чем на 90 градусов мнения водителя и автомобиля расходятся, и передок автомобиля устремляется в скольжение с вывернутыми колесами, выход из которого становится возможным только после полной остановки.
Что касается роботизированной коробки — как и заявлено производителем, переключения передач как вверх, так и вниз происходят плавно, без рывков при любых режимах движения и при любой загрузке автомобиля. А вот насчет своевременности переключения у многих побывавших за рулем появились сомнения. При необходимости динамичного разгона как с места, так и в процессе движения коробка страдает некоторой инертностью, не додерживая передачу или не переключаясь на более низкую передачу незамедлительно с утапливанием педали акселератора. Как бы подчеркивая неторопливый, рассудительный темперамент европейца. Но, с другой стороны, где же французская экспрессия? А с третьей стороны – а нужна ли она этой модели? А с еще одной стороны… Иными словами, мнений и впечатлений от управления было даже чуть больше, чем тестировавших автомобиль водителей. Чуть больше, потому что пассажиры тоже обладали подчас своим, особым мнением. И особенно пассажиры, не достигшие по возрасту права самостоятельного управления транспортными средствами.
— Очень обидчивый автомобиль! Накричал на меня за то, что я не пристегнулся… — таков был комментарий одного из юных испытателей. Да, визг зуммера непристегнутых ремней безопасности в этой модели способен не только заставить водителя и пассажиров судорожно пристегиваться, но и довести до инфаркта всех комаров в радиусе нескольких сотен метров.
Да, впечатлений было много. Было много улыбок, удивления, временами даже угадывался восторг, но порой сквозили и унылые нотки легкого разочарования. И это понятно, ведь даже такое совершенство, как докторская колбаса, не всем по вкусу. Что уж говорить об инженерном творении.
И все же, суммируя все отзывы, замечания и комментарии, можно сказать следующее. Автомобиль хорош собой, производит доброе, радостное впечатление. И располагает к веселому, непринужденному и неторопливому времяпрепровождению в кругу семьи или друзей. Это не гоночный автомобиль и не агрессивный кроссовер. Это горожанин и путешественник между городами. Он удобен, внутри приятен на ощупь, технологичен и экономичен. И он выделяется в потоке. Поэтому уверенно получает большой палец вверх.
Текст: Константин Шляпкин
Фото: Константин Шляпкин, Игорь Насонов